Кракелюр из яиц. Яичный кракелюр и декупаж

Кракелюр из яиц. Яичный кракелюр и декупаж

Ищите небанальный вид рукоделия? Возможно, вам стоит рассмотреть такой вид хобби , как создание кракле из яичной скорлупы. Красиво? Да! Оригинально? Бесспорно!

А самое главное достоинство — это невероятно экономичное увлечение, ведь для его создания нам понадобится всего лишь скорлупа от использованных яиц.

Если вы считаете, что кракле из скорлупы — новомодное явление, вы глубоко заблуждаетесь.

История «яичного» искусства

Много столетий назад вьетнамские и китайские мастера лаковой живописи использовали яичные «ошметки» для создания своих миниатюр . Скорлупу стали применять в лаковом искусстве для изображения построек и крон цветущих деревьев. Таким образом, мастерам Востока удалось превратить существенный недостаток яичной скорлупы - хрупкость - в настоящее художественное достоинство.

Украшают изделия фоном из трещин не только в мозаике из скорлупы, но и в других . Например, глиняную посуду покрывают специальной глазурью или расписывают вручную различные ткани. Такие трещинки вне зависимости от того, на каком материале они изображены, называются кракелюрами, а техника создания узора из таких трещинок, который придает эффект старины, называется КРАКЛЕ.

Несмотря на такой хрупкий материал, как яичная скорлупа, мозаика прочна и долговечна. Можно научиться мастерить поделки, которые ничем не уступят покупным сувенирам, если только аккуратно работать и тщательно отделывать мельчайшие детали мозаики. Узором из яичной скорлупы можно украшать не только плоские предметы - всевозможные шкатулки и настенные панно, но и любые карандашницы, вазочки, тарелки и декоративные блюда.

В начале нашего века техника кракле стала популярным и любимым занятием многих людей самых разных возрастов и профессий. Но с первого раза мозаичные шедевры, ни у кого не получатся, поэтому целесообразно начать с украшения небольших дощечек . После определенной практики можно будет переходить к яичной скорлупой шкатулки, вазочки и т.п.

Чтобы вы окончательно прониклись идеей кракле из яичной скорлупы, мы подобрали для вас самые красивые произведения, представляющие этот вид декоративно-прикладного искусства.

Кракелюр

Кракелюр (фр. craquelure) - трещина красочного слоя или лака в произведении живописи.

Сегодня кракелюр или кракле – это способ искусственного состаривания поверхностей, образование с помощью специальных средств трещинок, имитирующих естественное растрескивание от времени.

Эффекта старины можно добиться с помощью обычного клея ПВА, используя его в технологии одношагового кракле.

Скорлупа яичная

Яичная скорлупа давно стала не просто материалом , содержащим до 27 полезнейших для человеческого организма элементов и в т.ч. состоящего на 90% из легко усваиваемого карбоната кальция, но и декоративным элементом при создании поделок.

Это и основа для создания красивых сувенирных яиц , расписанных согласно традиционным канонам, это и новогодние ёлочные игрушки из скорлупы, это и декоративный элемент мозаики .

Для любого из этих изделий вам необходимо хорошо вымыть и высушить яичную скорлупу. Если вам понравились мозаичные панно, будьте осторожны при её измельчении. Для этого лучше разместить фрагменты скорлупы между двумя тетрадными листами и потихоньку раскатать скалкой. Постарайтесь добиться однородных кусочков разбиваемой скорлупы: ни слишком мелких, ни слишком крупных. Очень удобно использовать окрашенную скорлупу после пасхальных праздников. В общем, привлеките в союзники свою фантазию и воображение, используйте всё, что может улучшить вашу мозаику.

Мастер-класс

Мастер-класс (МК) - это передача своего профессионального опыта мастером (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату.

Для публикации мастер-класса работа должна быть авторской, (придуманной и сделанной вами). Если воспользовались чужой идеей, то необходимо указать автора. (Ссылка на источник не должна вести на сайт, содержащий продажи товаров или услуг, поскольку ссылки на коммерческие сайты запрещены согласно п. 2.4. ПС).

Ваш мастер-класс не должен полностью дублировать уже имеющийся в Стране Мастеров. Перед публикацией проверьте через поиск , что на сайте нет аналогичных МК.

Процесс должен быть поэтапно сфотографирован (см. Советы по фотосъёмке поделок) или снят на видео (см. как загрузить видео).

Порядок оформления: первая фотография - готовая работа, которую предлагается выполнить, второе фото - материалы и инструменты, необходимые для работы (или их подробное описание), далее этапы МК с первого до последнего. Завершающее фото (результат работы) может повторять самое первое. Фотографии должны сопровождаться понятными и грамотными комментариями процесса.

Если вы уже опубликовали свой МК на другом сайте и вам хочется также опубликовать его у нас, то нужно соблюсти все правила оформления МК, описанные выше. Другими словами: в записи с типом МК нельзя просто поставить фото готового изделия и ссылку на мастер-класс на другом сайте.

Внимание: все мастер-классы в Стране Мастеров проверяются помощниками сайта. В случае, если требования раздела Мастер-класс не соблюдены, тип записи будет изменен. В случае, если нарушено Пользовательское соглашение сайта, например, нарушены авторские права, запись будет снята с публикации.

Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи стали применять это сырье при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Скорлупу стали использовать в лаковой живописи для изображения различных построек и крон цветущих деревьев. Мастера Востока сумели превратить главный недостаток яичной скорлупы - хрупкость - в ее основное художественное достоинство.

Вообще украшение фона сеточкой из трещин используется не только в мозаике из яичной скорлупы, но и в других декоративных ремеслах. Такой узор можно увидеть на глиняной посуде, покрытой специальной глазурью, или на расписанной вручную ткани. Вне зависимости от того, на каком материале они выполняются, такие трещинки всегда называют кракелюрами , а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ .

В отличие от игрушек из яичной скорлупы, мозаика кракле из того же материала прочна и долговечна. Если работать аккуратно, тщательно отделывать даже небольшие детали мозаичного набора, можно научиться мастерить поделки, ничуть не уступающие покупным сувенирам. Орнаментом из яичной скорлупы отделываются не только плоские предметы - всевозможные шкатулки и настенные панно, но и заготовки, выточенные на токарном станке - вазочки, карандашницы, декоративные блюда и тарелки.

Попробуем изготовить из яичной скорлупы мозаичную картинку или, как говорят опытные художники,- мозаичный набор. Неподготовленное сырье для нашей мозаики больше похоже на мусор - это даже не целые яичные скорлупки, а всего лишь их неровные осколки. Нелегко представить, что из них можно сделать облицовочные пластинки, обладающие особым декоративным свойством и внешне напоминающие слоновую кость. Тем не менее это так.

Конечно, ребята, вам сразу захочется отделать мозаикой кракле конкретную вещь - украсить скорлупой шкатулку или вазочку. Не торопитесь. Давайте сперва потренируемся на небольших дощечках, а потом, овладев секретами ремесла, займемся более сложной работой. Кстати, если какая-либо учебная поделка окажется очень удачной, ее можно использовать как основу для маленького настенного панно или другого сувенира.

ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:

Прежде чем приступить к работе, надо запастись сырьем, то есть яичной скорлупой.

1. Обязательно промойте скорлупки в чуть теплой воде.

2. А потом опустите в раствор пищевой соды для того, чтобы обезжирить их поверхность.

3. Теперь остается только хорошо просушить заготовки.

4. И до поры до времени уложить их на хранение в картонные коробки. Когда наберется большое количество скорлупок разных оттенков, займемся изготовлением облицовочных пластинок.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЛИЦОВОЧНЫХ ПЛАСТИНОК

Прежде всего решим, какой клей удобнее применять для склейки деталей.
Дело в том, что при использовании ПВА качество склейки оказывается выше, но недостаточно опытным мастерам часто не удается прочно соединить скорлупу с бумагой.
Работать с «Моментом» проще, но этот клей обладает резким запахом, а прочность соединения деталей со временем уменьшается.
Если мы выберем ПВА, то достаточно нанести тонкий слой клея на внутреннюю поверхность скорлупок, а склеивая детали «Моментом», надо смазать и подкладку и скорлупу.

Теперь у нас все готово для сплющивания и разглаживания скорлупок.

Если внимательно рассмотреть оболочку свежего яйца, можно заметить тонкую пленочку, выстилающую ее изнутри. При ударе такая скорлупка не рассыплется на отдельные осколки - ее кусочки будет скреплять эластичная пленка. Воспользуемся подсказкой природы и подклеим под хрупкие скорлупки специальную подкладку, например лист тонкой бумаги. Дополненные подкладкой заготовки легко резать обычными ножницами - скорлупки не рассыпаются на отдельные кусочки. Но как приклеить полукруглые скорлупки к плоскому листу бумаги? Вот для этого нам и потребуется гладилка.

Разложим подготовленную скорлупу выпуклой стороной вверх на листах бумаги. Занимаясь этой работой, неплохо рассортировать заготовки по цвету - на один лист наклеить только белоснежные скорлупки, на другой - желтоватые, на третий - розовато-коричневые, а на четвертый - пятнистые осколки перепелиных яиц:

Такое разделение по цветам и оттенкам поможет нам при выполнении мозаичного набора.

Накроем скорлупки листом фанеры и слегка надавим на нее - вы услышите легкий треск, и заготовки окажутся расплющенными.

Если сырье клеилось ПВА, выдержим фанерку в таком положении около минуты, а если «Моментом», то сразу же перейдем к следующей операции.

Возьмем в руки гладилку и с небольшим усилием прогладим каждый кусочек скорлупы.

Заготовки растрескаются на множество крошечных кусочков и одновременно прочнее приклеятся к бумаге. Присмотримся повнимательней - почти неразличимая на глаз сеточка трещин покрывает скорлупу. Это и есть те самые кракелюры , о которых мы уже говорили. Пока они не влияют на внешний вид облицовочных пластинок, и нам еще предстоит проявить узор «кракле».

Облицовочные пластники нужно покрыть сверху защитным слоем кальки. Защитный слой не только предохранит скорлупу от крошения, но и облегчит перевод на материал рабочего рисунка. Наклеивать кальку надо клейстером, он легко смывается с поверхности заготовок, не оставляя следов. Под полупрозрачной бумагой бывает трудно различить цвет заготовленного сырья, поэтому пометим каждый заклеенный лист маленькой скорлупкой нужного оттенка. Метка подскажет нам цвет заготовок, скрытых под бумагой.

ДЕЛАЕМ МОЗАИКУ

А теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.
Сначала мы освоим самую простую разновидность мозаики кракле, а потом, приобретя небольшой опыт, и более сложные.
Легче всего наклеивать на фон заранее вырезанные из яичной скорлупы детали орнамента. Этот способ подходит для выполнения небольших работ, в которых детали изображения не превышают размеров расплющенных скорлупок, а значительное место уделено фону.

Теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.

Для начала скопируем орнамент, показанный на рисунке:

Положим на страницу книги кальку и обведем контуры изображения - рабочий рисунок готов.

Его можно использовать многократно - достаточно положить под кальку лист копировальной бумаги и вновь обвести линии орнамента. Изготовляя мозаичный набор, рисунок придется переводить дважды - на дощечку, которая служит основой изделия, и на облицовочные пластинки.

Нанести изображение на гладкую дощечку легко - надо положить на нее копировальную бумагу и кальку, скрепить их кнопками и тщательно обвести линии твердым, остро заточенным карандашом.

Рисунок на маленькие, неровные кусочки скорлупы переносится по частям.

Давайте сначала пронумеруем все детали орнамента так, как показано на рисунке - это поможет нам не ошибиться при сборке мозаики.

Теперь наложим изображение одной из частей орнамента на скорлупу и обведем его карандашом.

Присвоим каждой детали номер, соответствующий номеру на рабочем рисунке.

Вырезав из яичной скорлупы все части мозаики, смажем их изнанку клеем ПВА и приклеим к фону.

Дождемся полного высыхания клея и удалим покрывающий скорлупки защитный слой бумаги. Для этого губкой или широкой кистью слегка увлажним мозаичный набор. Подождем, пока бумага размякнет, и снимем ее со скорлупы.

Мозаика кракле почти готова, и нам осталось только окрасить фон и проявить кракелюры.

Используем для окраски поделок черную или цветную тушь.

Наш выбор не случаен - химические свойства туши позволяют быстро и качественно отделать заготовку. Входящая в состав этого красителя желчь проникает в самые тонкие, незаметные для глаз трещинки, увлекая за собой частички краски, а содержащийся в них шеллак после высыхания перестает растворяться в воде и превращается в своеобразный цемент, скрепляющий крошечные скорлупки между собой.

Сначала покроем тушью фон мозаичного набора. А затем, когда он высохнет,- и орнамент из скорлупы. Окрашивая скорлупки, очень интересно наблюдать, как растут изящные темные веточки трещин. Вот они устремляются вперед, разбегаются в стороны, ветвятся, заполняя белый фон необычным сетчатым узором.

Проявив таким образом кракелюры, протрем пластинки из скорлупы влажной тряпочкой, удаляя излишки туши. После протирки краска останется только в трещинках, а сам орнамент вновь приобретет белый или кремовый оттенок.

ПОЛИРОВКА МОЗАИЧНОГО НАБОРА

Шлифовка мозаичного набора - это очень ответственная операция! Толщина скорлупы невелика, и неосторожным движением шлифовального бруска можно легко повредить облицовочную пластинку.

Для начала обработаем мозаичный набор деревянным брусочком, обернутым самой мелкозернистой наждачной бумагой. Затем начинаем полировку. Инструмент для полировки нам потребуется очень простой - листок обыкновенной писчей бумаги.

При изготовлении бумаги в нее вводятся такие вещества, как мел и каолин, придающие ей шершавость. С их помощью мы отполируем мозаичный набор, который после непродолжительной обработки приобретет мягкий шелковистый блеск, особенно хорошо заметный на темном фоне окрашенной тушью дощечки.

Елена Артамонова "Необычные сувениры и игрушки"

Ваши комментарии:

2012-02-09 16:25:39

наф-наф, тут же указан источник - книга какая-то - Елена Артамонова "Необычные сувениры и игрушки". А если эта тетка откуда-то содрала - кто виноват-то? Где теперь найти ваш ЮТ№10-1985г, чтоб проверить?

Мастер - класс изготовления мозаики из яичной скорлупы. Анютины глазки

Анютины глазки в технике кракле

Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии № 1503 г. Москвы
Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи стали применять скорлупу яиц при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Скорлупу стали использовать в лаковой живописи для изображения различных построек и крон цветущих деревьев. Мастера Востока сумели превратить главный недостаток яичной скорлупы - хрупкость - в ее основное художественное достоинство.
Вообще украшение фона сеточкой из трещин используется не только в мозаике из яичной скорлупы, но и в других декоративных ремеслах. Такой узор можно увидеть на глиняной посуде, покрытой специальной глазурью, или на расписанной вручную ткани. Вне зависимости от того, на каком материале они выполняются, такие трещинки всегда называют кракелюрами, а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ.
В отличие от игрушек из яичной скорлупы, мозаика кракле из того же материала прочна и долговечна. Если работать аккуратно, тщательно отделывать даже небольшие детали мозаичного набора, можно научиться мастерить поделки, ничуть не уступающие покупным сувенирам. Орнаментом из яичной скорлупы отделываются не только плоские предметы - всевозможные шкатулки и настенные панно, но и заготовки, выточенные на токарном станке - вазочки, карандашницы, декоративные блюда и тарелки.
Попробуем изготовить из яичной скорлупы мозаичную картинку цветов АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ.
Цель:
Создание мозаики из яичной скорлупы.
Задачи:
Научить детей работе с яичной скорлупой, овладению техникой кракле.
Вызвать интерес к данной технике.
Развивать воображение, творческие способности.
Выполнить картинку с изображением цветов анютины глазки.
Предназначение:
Материал расчитан на детей 6-7 лет.
Назначение:
Картинку можно преподнести в качестве подарка, можно украсить интерьер.
Предварительная работа:
Скорлупу от сырых яиц хорошенько промыть тёплой проточной водой, снять плёночки с внутренней стороны. Высушить скорлупу.
Материалы:
Альбомный лист, простой карандаш, маркер или фломастер, клей ПВА, либо канцелярский,подготовленная яичная скорлупа, акварельные краски и кисточка, баночка с водой и деревянная палочка.

Ход работы

Фиалка трехцветная, или Анютины глазки - популярнейшее садовое растение, распространенное в умеренных областях Азии и в Европе.Цветок окрашен характерно: верхние лепестки темного сине-фиолетового цвета, два средних лепестка более светлые или желтые, нижний лепесток - желтовато-белый или желтый, с голубоватым шпорцем.

Рисуем на альбомном листе цветы, в нашем случае Анютины глазки.


Покрываем лепесток клеем


На клей аккуратно укладываем скорлупу яйца. Берём большую скорлупу и, начиная от края надавливаем пальцем руки на скорлупу, чтобы она покрыла наклеенную поверхность. Нужно следить, чтобы обломки скорлупы были не очень большими и не очень маленькими.


Можно помочь себе деревянной палочкой или пинцетом, чтобы скорлупа укладывалась ровнее.


Укрытые скорлупой лепестки обводим чёрным фломастером, чтобы границы лепестков не сливались.


Намазываем клеем следующие лепестки и аналогично укладываем скорлупой.


В цветке Анютиных глазок по 5 лепестков, укрываем весь цветок и обводим по контуру.


Таким образом укладываем мозаикой весь рисунок.




Теперь разомнём скорлупу яйца мелко в блюдце.


Покрываем весь рисунок, уложенный скорлупой, клеем. Сверху на клей посыпаем мелкой скорлупой, чтобы заполнить пустые места между скорлупками.


Возьмём гуашевые краски и приступим к окрашиванию наших цветочков.


Жёлтой краской окрашиваем один цветочек.



Фиолетовой краской окрашиваем другой цветочек.



Когда жёлтый цветочек высохнет, можно нанести оттенки на цветочек.


Зелёным цветом раскрашиваем листочки и бутончики.


В итоге получается вот такая мозаика.


И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт -
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет.
Анна Ахматова Мозаика из яичной скорлупы - КРАКЛЕ

Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи стали применять это сырье при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Скорлупу стали использовать в лаковой живописи для изображения различных построек и крон цветущих деревьев. Мастера Востока сумели превратить главный недостаток яичной скорлупы - хрупкость - в ее основное художественное достоинство.

Вообще украшение фона сеточкой из трещин используется не только в мозаике из яичной скорлупы, но и в других декоративных ремеслах. Такой узор можно увидеть на глиняной посуде, покрытой специальной глазурью, или на расписанной вручную ткани. Вне зависимости от того, на каком материале они выполняются, такие трещинки всегда называют кракелюрами, а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ.

В отличие от игрушек из яичной скорлупы, мозаика кракле из того же материала прочна и долговечна. Если работать аккуратно, тщательно отделывать даже небольшие детали мозаичного набора, можно научиться мастерить поделки, ничуть не уступающие покупным сувенирам. Орнаментом из яичной скорлупы отделываются не только плоские предметы - всевозможные шкатулки и настенные панно, но и заготовки, выточенные на токарном станке - вазочки, карандашницы, декоративные блюда и тарелки.

Попробуем изготовить из яичной скорлупы мозаичную картинку или, как говорят опытные художники,- мозаичный набор. Неподготовленное сырье для нашей мозаики больше похоже на мусор - это даже не целые яичные скорлупки, а всего лишь их неровные осколки. Нелегко представить, что из них можно сделать облицовочные пластинки, обладающие особым декоративным свойством и внешне напоминающие слоновую кость. Тем не менее это так.

Конечно вам сразу захочется отделать мозаикой кракле конкретную вещь - украсить скорлупой шкатулку или вазочку. Не торопитесь. Давайте сперва потренируемся на небольших дощечках, а потом, овладев секретами ремесла, займемся более сложной работой. Кстати, если какая-либо учебная поделка окажется очень удачной, ее можно использовать как основу для маленького настенного панно или другого сувенира.

Вам понадобятся:

Яичная скорлупа
- Деревянная основа - фанера, ДСП или толстый картон размером примерно с тетрадный лист.
- ДСП, Толстый картон, Бумага
- Клей ПВА или"Момент"
- Мучной клейстер
- Калька
- Тушь (черная или цветная)
- Бумага писчая
- Ножницы
- Мелкозернистая наждачная бумага
- Тряпочка
- Палочка-"гладилка" - палочка из твердой древесины с ровным, хорошо отполированным срезом на торце.


Прежде чем приступить к работе, надо запастись сырьем, то есть яичной скорлупой.

1. Обязательно промойте скорлупки в чуть теплой воде.

2. А потом опустите в раствор пищевой соды для того, чтобы обезжирить их поверхность.

3. Теперь остается только хорошо просушить заготовки.

4. И до поры до времени уложить их на хранение в картонные коробки. Когда наберется большое количество скорлупок разных оттенков, займемся изготовлением облицовочных пластинок.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЛИЦОВОЧНЫХ ПЛАСТИНОК

Прежде всего решим, какой клей удобнее применять для склейки деталей.
Дело в том, что при использовании ПВА качество склейки оказывается выше, но недостаточно опытным мастерам часто не удается прочно соединить скорлупу с бумагой.
Работать с «Моментом» проще, но этот клей обладает резким запахом, а прочность соединения деталей со временем уменьшается.
Если мы выберем ПВА, то достаточно нанести тонкий слой клея на внутреннюю поверхность скорлупок, а склеивая детали «Моментом», надо смазать и подкладку и скорлупу.

Теперь у нас все готово для сплющивания и разглаживания скорлупок.

Если внимательно рассмотреть оболочку свежего яйца, можно заметить тонкую пленочку, выстилающую ее изнутри. При ударе такая скорлупка не рассыплется на отдельные осколки - ее кусочки будет скреплять эластичная пленка. Воспользуемся подсказкой природы и подклеим под хрупкие скорлупки специальную подкладку, например лист тонкой бумаги. Дополненные подкладкой заготовки легко резать обычными ножницами - скорлупки не рассыпаются на отдельные кусочки. Но как приклеить полукруглые скорлупки к плоскому листу бумаги? Вот для этого нам и потребуется гладилка.

Разложим подготовленную скорлупу выпуклой стороной вверх на листах бумаги. Занимаясь этой работой, неплохо рассортировать заготовки по цвету - на один лист наклеить только белоснежные скорлупки, на другой - желтоватые, на третий - розовато-коричневые, а на четвертый - пятнистые осколки перепелиных яиц.


Такое разделение по цветам и оттенкам поможет нам при выполнении мозаичного набора.

Накроем скорлупки листом фанеры и слегка надавим на нее - вы услышите легкий треск, и заготовки окажутся расплющенными.


Если сырье клеилось ПВА, выдержим фанерку в таком положении около минуты, а если «Моментом», то сразу же перейдем к следующей операции.

Возьмем в руки гладилку и с небольшим усилием прогладим каждый кусочек скорлупы.


Заготовки растрескаются на множество крошечных кусочков и одновременно прочнее приклеятся к бумаге. Присмотримся повнимательней - почти неразличимая на глаз сеточка трещин покрывает скорлупу. Это и есть те самые кракелюры, о которых мы уже говорили. Пока они не влияют на внешний вид облицовочных пластинок, и нам еще предстоит проявить узор «кракле».

Облицовочные пластники нужно покрыть сверху защитным слоем кальки. Защитный слой не только предохранит скорлупу от крошения, но и облегчит перевод на материал рабочего рисунка. Наклеивать кальку надо клейстером, он легко смывается с поверхности заготовок, не оставляя следов. Под полупрозрачной бумагой бывает трудно различить цвет заготовленного сырья, поэтому пометим каждый заклеенный лист маленькой скорлупкой нужного оттенка. Метка подскажет нам цвет заготовок, скрытых под бумагой.

ДЕЛАЕМ МОЗАИКУ

А теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.
Сначала мы освоим самую простую разновидность мозаики кракле, а потом, приобретя небольшой опыт, и более сложные.
Легче всего наклеивать на фон заранее вырезанные из яичной скорлупы детали орнамента. Этот способ подходит для выполнения небольших работ, в которых детали изображения не превышают размеров расплющенных скорлупок, а значительное место уделено фону.

Теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.

Для начала нарисуем простой рисунок.


Положим на страницу книги кальку и обведем контуры изображения - рабочий рисунок готов.

Его можно использовать многократно - достаточно положить под кальку лист копировальной бумаги и вновь обвести линии орнамента. Изготовляя мозаичный набор, рисунок придется переводить дважды - на дощечку, которая служит основой изделия, и на облицовочные пластинки.

Нанести изображение на гладкую дощечку легко - надо положить на нее копировальную бумагу и кальку, скрепить их кнопками и тщательно обвести линии твердым, остро
заточенным карандашом.

Рисунок на маленькие, неровные кусочки скорлупы переносится по частям.

Давайте сначала пронумеруем все детали орнамента так, как показано на рисунке - это поможет нам не ошибиться при сборке мозаики.


Теперь наложим изображение одной из частей орнамента на скорлупу и обведем его карандашом.

Присвоим каждой детали номер, соответствующий номеру на рабочем рисунке.

Вырезав из яичной скорлупы все части мозаики, смажем их изнанку клеем ПВА и приклеим к фону.

Дождемся полного высыхания клея и удалим покрывающий скорлупки защитный слой бумаги. Для этого губкой или широкой кистью слегка увлажним мозаичный набор. Подождем, пока бумага размякнет, и снимем ее со скорлупы.

Мозаика кракле почти готова, и нам осталось только окрасить фон и проявить кракелюры.

Используем для окраски поделок черную или цветную тушь.

Наш выбор не случаен - химические свойства туши позволяют быстро и качественно отделать заготовку. Входящая в состав этого красителя желчь проникает в самые тонкие, незаметные для глаз трещинки, увлекая за собой частички краски, а содержащийся в них шеллак после высыхания перестает растворяться в воде и превращается в своеобразный цемент, скрепляющий крошечные скорлупки между собой.

Сначала покроем тушью фон мозаичного набора. А затем, когда он высохнет,- и орнамент из скорлупы. Окрашивая скорлупки, очень интересно наблюдать, как растут изящные темные веточки трещин. Вот они устремляются вперед, разбегаются в стороны, ветвятся, заполняя белый фон необычным сетчатым узором.

Проявив таким образом кракелюры, протрем пластинки из скорлупы влажной тряпочкой, удаляя излишки туши. После протирки краска останется только в трещинках, а сам орнамент вновь приобретет белый или кремовый оттенок.
ПОЛИРОВКА МОЗАИЧНОГО НАБОРА

Шлифовка мозаичного набора - это очень ответственная операция! Толщина скорлупы невелика, и неосторожным движением шлифовального бруска можно легко повредить облицовочную пластинку.

Для начала обработаем мозаичный набор деревянным брусочком, обернутым самой мелкозернистой наждачной бумагой. Затем начинаем полировку. Инструмент для полировки нам потребуется очень простой - листок обыкновенной писчей бумаги.

При изготовлении бумаги в нее вводятся такие вещества, как мел и каолин, придающие ей шершавость. С их помощью мы отполируем мозаичный набор, который после непродолжительной обработки приобретет мягкий шелковистый блеск, особенно хорошо заметный на темном фоне окрашенной тушью дощечки.

Загрузка...
Top