Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста. Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации Продуктивные виды деятельности нетрадиционные материалы

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста. Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации Продуктивные виды деятельности нетрадиционные материалы

Задача воспитателя детского сада воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию и осуществляется во всей работе детского сада. Одним из его средств является изобразительная деятельность. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и т.д. Известно, что успешное развитие творческих способностей эффективно в изобразительной деятельности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование дают возможность ребёнку создавать каждый раз новые постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Желание творить - внутренняя потребность ребёнка. Она возникает у него постоянно и отличается чрезвычайной искренностью. Задача педагога научить детей творить.

Рисование, лепка и аппликация позволяют развивать мелкую моторику, создавать изображения предметов и явлений окружающей жизни. А это позволяет выражать своё понимание, эмоциональное отношение к окружаюшему. Очень рано ребёнок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления. Задача воспитателя дать ребёнку возможность расширить область выражения возникающих у него образов. Целесообразно представить ребёнку материал, научить его умело с ним обращаться. Важно всячески своевременно поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось. Разумно предоставить детям разнообразные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски, штампики, печатки, трафареты и многое другое).

Чтобы выполнить задачи всестороннего воспитания ребёнка необходимо иметь определённый запас знаний и умений, которые нужно передать детям, чтобы они умело пользовались ими. Задачи воспитания и развития могут быть успешно осуществлены лишь при условии обучения детей доступному им объёму знаний, умений и навыков изображения, формирования у них представлений о свойствах предметов и явлений, которые они изображают. Усвоение указанного материала способствует развитию сенсорных, умственных, трудовых способностей, являющихся основой развития художественных способностей. На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно использовать как классические, так и нетрадиционные приёмы выполнения работы, оказывающие большое влияние на развитие творческих способностей, воображения, мышления.

Занятия по рисованию бывают традиционные - это рисование карандашами, кистью, фломастерами, мелками. Но использование нетрадиционных приёмов рисования позволяют детям более умело выполнить заданную задачу. Эти приёмы позволяют ввести ребёнка в творческий процесс и доставить эстетическое наслаждение от своего труда. Использование нетрадиционных приёмов следует использовать по степени возрастания сложности и учитывать особенности освоения детьми.

Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Занятия лепкой, также как и другие виды изобразительной деятельности, формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его разнообразии. Для того, чтобы занятия по лепке не были однообразными и надоедливыми, важно практиковать в своей работе разнообразие материала, из которого можно выполнить лепку. Используются пластилин, глина, соленое тесто.

Создание аппликации, это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основу, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные на бумагу другого цвета. Задача педагога ДОУ дать детям определённый объём знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах для реализации своего замысла и отражения окружающей действительности.

Обучение детей нетрадиционным приёмам на занятиях по продуктивным видам деятельности можно вести с детьми младшей группы. И результат виден на лицо. Дети владеют этими приёмами, сами могут выбирать тот или иной способ выполнения работы, проявляя своё творчество и способности. На всех занятиях целесообразно предоставлять детям самостоятельность в выполнении своего замысла.

Наша задача найти новые методы и приёмы для детского творчества, обеспечить максимальные условия для развития потенциальных возможностей дошкольников и тем самым способствовать гуманизации образовательного процесса.

Замятина Валентина Васильевна,

воспитатель МБДОУ ДС №72"Акварель ",

Старооскольского городского округа

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для многих из нас не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать предложенный образец. В лучшем случае меняется цвет или оттенок. Дети не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, а креативность воспринимается чуть ли не как ошибка изображения. В общем дети не стремятся проявлять творчество.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

«Творчество – это качество, которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься.» Ошо (Багван Шри Раджниша) - просветлённый Мастер из Индии.

Цель: развивать у детей творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Задачи: Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов); Развивать образное мышление (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое мышления); Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов; Прививать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать самостоятельность.

Продуктивные виды деятельности:

Рисование – создание изображения на какой-либо поверхности с помощью графических средств.

Лепка – придание форм пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и других инструментов – стеков и др.

Аппликация – вырезывание и наклеивание различных фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани или прочих материалов на материал – основу (фон).

Конструирование - приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, для получения определенного, заранее задуманного реального продукта.

Традиционное рисование с использованием: красок (гуашь, акварель, тушь, акриловых и др.) карандашей (графитных, восковых, на водной основе и др.), фломастеров, мелков, пастели и т.д.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами.

Нетрадиционное монотипия

На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Граттаж -э то способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Мятой бумагой или полиэтиленовым кульком, набрызг, по сырому, сыпучим материалом, пальчиком, ладошкой, кляксография (с ниточкой, трубочкой), картофельными штампами, жёсткой клеевой кистью, восковыми мелками или свечой + акварелью, тычкование, точечные рисунки, рисование яичной скорлупой.

Рисование солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз.

Рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Цветные ниточки. Взять нитки длинной 25 – 30 см, окрасить их в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа, концы ниток вывести наружу, сложить пополам, приложить их друг к другу, разгладить, не убирая ладони, выдернуть нитки одну за другой. В такой технике можно выполнять морозные узоры на окне, страна цветных снов, вологодские кружева.

Рисование пластилином наносим на плотную бумагу или картон контур рисунка и «раскрашиваем» мягким пластилином.

Рисование пеной для бритья. Оторвите длинный лист фольги и нанесите на него несколько "кучек" пены для бритья. Позвольте ребенку выбрать цвета красок и смешайте их с пеной. Краски готовы, теперь можно рисовать с помощью кистей или пальцев.

Рисунок с рельефом в краску добавляется мука, наносится на лист. Зубочисткой, вилкой или спичкой прочерчиваем узоры вдоль и поперек.

Рисование зубной пастой наметить карандашом лёгкие контуры рисунка, медленно выдавливая пасту, пройтись по всем контурам.

Лепка - изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.

Также в ходе работы с глиной или пластилином ребенок обретает эстетическое наслаждение, наблюдая ее пластичность, объемность форм, вырисовывающиеся в процессе лепки.

Процесс создания детьми даже самых элементарных скульптур всегда имеет творческий характер.

Из солёного теста, цветного теста.

Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным: синий + белый = голубой,белый + красный = розовый, синий + розовый = фиолетовый, голубой + желтый = зеленый, желтый + красный = оранжевый, зеленый + красный = коричневый, зеленый + синий = изумрудный.

Сушка, обжиг и раскраска: чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить или обжечь в духовке.

Аппликация бывает плоскостная или объёмная. Бывает из бумаги, из круп и семян: потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА, краски, засушенные листочки, фломастеры.

Из засушенных растений, соломы, тополиного пуха, опилок

Коллаж: детям предлагают сделать вырезки из журналов. В последствии они приклеиваются на общую основу для получения общей картины.

Обрывная, накладная, модульная, симметричная, ленточная, силуэтная. Из макаронных изделий: детям предлагают макаронные изделия различной формы, клей ПВА, картон или плотную бумагу для основы. Макаронные изделия можно покрасить гуашью.

Из природного материала: шишки, кора деревьев, жёлуди, веточки, семечки подсолнечника, арбуза, хурмы, дыни, листья, засушенные плоды и т.д.

Из бросового и подручного материалов: пуговицы, проволока, одноразовая посуда, пробки, зубочистки, всевозможные коробки, тюбики, флаконы, крышки, контейнеры, бутылки, CD диски, контейнеры киндер-сюрпризов, трубочки от коктейлей, ячейки от яиц, от конфет и т.д.

Из картона и бумаги, оригами.

Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктах деятельности (рисунок, поделки), он тренируется в общении с окружающими, получает позитивный аффект от результата и процесса деятельности.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению. Исходя из этого, я разработала рабочую программу кружковой работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники продуктивной деятельности. Новизна этой программы заключается в том, что она направлена на расширение базового компонента образования через интеграцию различных видов продуктивной деятельности.

Цель моей работы - овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками квиллинг и бисероплетение для самостоятельного и творческого создания композиций, формирование художественного мышления и эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Поэтому важными задачами для меня являются:

1.) Формировать технические умения и навыки работы с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, бисер и др.) и инструментами;

2.) Формировать навыки учебной деятельности:

Умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях;

Умение действовать по словесной инструкции;

Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

Умение контролировать собственные действия;

3.) Развивать у детей:

Умения создавать композиции;

Творческих способностей, наглядно-образного мышления, внимания, памяти;

Мелкой моторики рук;

Произвольности, усидчивости, целеустремленности;

4.) Воспитывать:

Эстетический вкус, аккуратность при работе с различными материалами;

Интерес к творческой, художественной деятельности.

5.) Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Для этого я выделила следующие этапы работы:

Обдумывание;

Подготовка к занятиям с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы;

Непосредственное изготовление изделия детьми.

В основе такого методического подхода положена идея – ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения.

Занятия я провожу в мини группах одновременно работающих детей, состав которых может меняться. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Дни образовательной деятельности кружка я выбираю в зависимости от интенсивности нагрузки на детей. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Именно такая гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволила мне учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья, уровень овладения определенными навыками, нахождение на определенном этапе реализации творческого замысла и другие возможные факторы.

Кроме развития мелкой моторики, творческих способностей, формирования технических умений и навыков в работе, я отметила положительную динамику во взаимоотношениях между детьми. Они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им большую радость. Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше. Поэтому в моей работе был соблюден принцип от простейшего к более сложному. Благодаря этому, дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

Я регулярно представляю вниманию детей и родителей выставку детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках продуктивной деятельности – это квиллинг, бисероплетение, аппликация из бросового материала, рисование витражными красками по стеклу, аппликация из ткани и многое другое. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально их радует. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной продуктивной деятельностью, тем более доводить ее до конца.

В заключение хочется отметить, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей через различные виды, в том числе и нетрадиционные, продуктивной деятельности дает позитивный результат: дети все более уверенно работают в знакомых техниках, более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Разделы: Работа с дошкольниками

Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания - самосознание. И все эти "само", конечно, немыслимы без творческой активности, которая развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Ребёнок не изобретает языковых и нравственных норм, научных понятий и приёмов труда, не создаёт ничего нового. Всё это коллективно выработанное наследие культуры существует ещё до ребёнка и является "новым" лишь для него. Однако освоить созданное человечеством он может только усилием и трудом собственной мысли, собственного воображения. Ребёнку предстоит, как бы приоткрыть то, что уже вписано в орбиту общественного опыта людей, воспроизвести некоторые существенные черты их творческого поиска, который в итоге привёл к созданию всей системы предметной культуры.

Наряду с конструктивными умениями (складывание, соединение, наложение и др.) формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Анализ условий задачи, поставленной взрослым, поиск способов ее решения подводят ребят к выделению учебной цели, учат планировать и контролировать, т.е. организовывать свою деятельность.

Творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и творческого мышления (с возрастом наблюдается известная дифференциация этих процессов). Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Проблема воображения в большинстве работ философов прошлого (И.Кант, Л.Фейербах, Г. Гегель и др.) рассматривается, прежде всего, с точки зрения его роли в процессе познания. При этом отмечается, что благодаря воображению у человека возникает “божественная” способность схватывать сначала целое, а затем его составляющие (И. Кант). Э.В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В.В. Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности. Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е. Кравцова), умение видеть “глазами другого человека” (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н.Н.Палагина). Чем выше уровень воображения, тем выше уровень творчества.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

  • построение образа конечного результата его деятельности;
  • создание программы поведения в ситуации неопределенности;
  • создание образов, заменяющих деятельность;
  • создание образов описываемых объектов.

Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти.

Дедуктивное мышление (дедукция), это процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям), и подразумевается установление истинности или ложности заключений на основе логических связей.

Делая логические выводы, ребенок использует сложные системы, образующие связи, по которым течет его мысль. Примером такой связи может служить силлогизм (суждение), т.е. отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение.

В силлогизме ребенок может высказать свое мнение о данном факте или предмете, определяет связи между фактами или предметами или/и свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: "Я люблю море", "Я хочу уехать в Петербург".

Дедуктивное рассуждение основано на логических связях, а индуктивное рассуждение основано на наблюдении и организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности), приводящее к уровню убежденности.

Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но ребенок не рождается с логическим чувством. Он должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность. И наша задача развивать у ребенка необходимый уровень мыслительных процессов.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. “Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности” (А.В. Запорожец).

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей. Ручной труд открывает перед детьми широкие перспективы созидания. Его содержание тесно примыкает к конструированию.

Главными условиями творческого конструирования являются:

  • использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
  • формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура и др.).

В целях реализации последнего, прежде всего, необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки.

Для этого сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному конструированию с использованием даже сложных видов техники.

Данная деятельность развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими приспособлениями, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда.

Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становятся посильными более высокие требования: самим придумать, как следует выполнить красиво работу, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи. В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество.

Источником замысла детей, является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления поделок и художественных работ.

Любая эстетическая деятельность направлена на развитие у ребенка таких художественных способностей, как чувство формы, цвета и композиции.С незапамятных времен создавались и передавались из поколения в поколение игрушки и поделки, развивающие воображение детей. Особая ценность художественно-декоративной деятельности – в том, что используются разные материалы, которые по-разному сочетаются. Причем надо выбрать те материалы, которые наилучшим образом подходят к воплощению замысла.

Все это пробуждает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям, придает им поисковый характер.

Своеобразие художественного образа создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника.

В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих, творческий процесс. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Это связано с тем, что воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из существенных ее характеристик.

В то же время воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сенситивен для его развития. Следовательно, одна из главных наших задач – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность).

Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В.Оклендер, “художественное творчество – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоиндетификацию и обеспечивает путь для проявления чувств”. Ребенок в большей степени живет чувствами: он приходит в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения от прикосновения Он наслаждается чувствами и преуспевает в этом. Н.Басина, О.Суслова считают, что “природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания.

Опираясь на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, а также систему обучения А.Н. Малышевой “Работа с тканью”, А. А. Грибовской “Коллективное творчество дошкольников”, методику Е. К. Брыкиной “Творчество детей в работе с различными материалами”, пособиями Н.Г. Пищиковой “Работа с бумагой в нетрадиционной технике”, Г. Н. Давыдовой “Бумагопластика”, Н. А. Смотровой “Нитяные игрушки”, Н. Крупенской, “Поделки из помпончиков”, Ольги Вешкиной “Декупаж”,

Махмутовой Х. “Декупаж из салфеток”, я осуществляю обучение и воспитание не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти “ЗУНы” усваиваются. Занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, ручной труд влияет на развитие способностей к творческой деятельности.

Поэтому я выделила основные цели своей работы:

  • развитие эстетического восприятия художественного вкуса;
  • развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;
  • обучение детей приемам и способам выполнения работ из бумаги и ткани;
  • развитие воображения, мышления и творческой деятельности.

Формируя у детей трудолюбие, учу их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываю особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваю такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направляю на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляю нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываю следующие умения :

  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым.

Поэтому моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры. Неотъемлемой частью в работе являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук.

Поэтому, чтобы познакомить детей с каким-то предметом, предлагаю его изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называются моторными.

В работе с детьми я использую эффективные методы и приемы:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный и эвристический;
  • исследовательский метод;
  • практический и игровой;
  • метод молчаливого созерцания;
  • метод формирования сознания, поведения и чувств;
  • метод самостоятельной работы детей по осмыслению и усвоению нового материала.

А также использую общие способы стимулирования творческой активности:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для упражнения и практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Строя свою работу я определила те профессиональные критерии, которым должна руководствоваться:

  • компетентность;
  • умение владеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
  • использование воспитательно-образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития детей;
  • способность рационально использовать педагогическую среду и конечно я должна обладать техническими умениями и навыками выполнения художественных работ.

Учитывая обновление содержания работы, новые концепции образования и воспитания в дошкольном детстве по ручному труду я разработала этапы деятельности, с детьми начиная с 4-х летнего возраста:

1 год, 1 раздел “Работа с бумагой” (средняя группа)

Дети знакомятся с разными видами бумаги, способом и техникой выполнения работ, конструирование из бумаги.

2 год, 1 раздел “Работа с бумагой” (старшая группа)

Дети знакомятся с новыми техниками обработки бумаги - бумагокручение, бумагопластика.

2 год, 2 раздел “Работа с тканью” (старшая группа)

Дети знакомятся с видами и свойствами ткани, ее обработкой, аппликация из ткани.

3 год, 1 раздел “Работа с бумагой” (подготовительная группа)

Дети знакомятся с новыми техниками обработки бумаги – квиллинг, декупаж.

3 год, 2 раздел “Работа с тканью” (подготовительная группа)

Дети продолжают работать с текстильными материалами (ткань разных видов, кружева, ленты, шнуры и другие вспомогательные материалы).

Организованную деятельность с детьми осуществляю 1 раз в неделю на занятиях по ручному труду, которые провожу по подгруппам.

Помимо организованной деятельности осуществляю и совместную деятельность, а также викторины, конкурсы, выставки, кружковая работа и т.д.

Разработала методическое обеспечение для работы с детьми:

  • тематический план занятий по ручному труду детей 4-7 лет;
  • тематический план игр и упражнений по развитию способностей детей 4–7 лет;
  • тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей 4–7 лет;
  • тематический план работы кружка “Путешествие в страну Рукоделия”;
  • тематический план работы с родителями;
  • методические рекомендации.

Данная работа очень интересна для детей. Она способствует овладению взаимосвязными способами преобразующей деятельности, а так же становлению продуктивно-мыслящей личности ребенка. В процессе художественно-творческой деятельности решаются основные задачи и усваиваются новые умения и навыки, которые в дальнейшем дети смогут применить в своих творческих работах.

Список используемой литературы:

  1. Афонькин С.Ю. Рузина М.С. “Страна пальчиковых игр”. С-Петербург “Кристалл”, 1997 г.
  2. Брыкина Е.К. “Творчество детей в работе с различными материалами” Педагогическое общество России М., 2002 г.

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки. Таким образом, в сочетании с игрой практическая активность готовит психику дошкольников к обучению в школе.

Практическая деятельность помогает ребятам социализироваться

Цели продуктивной деятельности в детском саду

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:

  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем - это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Задачи продуктивной деятельности в детском саду

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

  • развитие творческих способностей (малыши пробуют себя не только в различных видах креативной деятельности, например, в театрализациях, но и осваивают техники в отельных жанрах, к примеру, монотипия в рисовании для средней группы или аппликация из круп во второй младшей);
  • развитие физических способностей (в пении дети тренируют дыхательную систему, в хореографии - опорно-двигательный аппарат);
  • активизация заинтересованности малыша в выполнении того или иного вида продуктивной деятельности;
  • формирование собственного видения жизни (особенно ярко это проявляется в творческих заданиях на свободную тему);
  • стимулирование интереса к продуктивной активности (желание рисовать, строить, лепить, танцевать, петь, заниматься театрализацией - это важные показатели взросления ребёнка, поэтому такие порывы в любом возрасте подавлять нельзя);
  • формирование ощущения предметного мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности (к примеру, со второй младшей группы дети начинают говорить о планете Земля, воплощая эти беседы в раскрашивании готовых шаблонов планеты, создании аппликации, после этого в средней группе дети, получив представления об объёме, выполняют поделку «Земля» из папье-маше и готовых масштабированных картинок, а в старшей группе ребята, ознакомившись с такими понятиями, как море, суша, горы и пр., делают аппликации-макеты, сверяя с глобусом местоположение природных объектов);

    В конструировании и других видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир

  • получение представлений о сенсорных эталонах и их закрепление (в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с сенсорными образцами - формой, цветом, размером, в средней учатся находить эти формы в окружающих предметах, а в старшем пытаются своими руками создавать объекты, воспринимаемые глазом);
  • тренировка мелкой моторики (в младшем возрасте это важно для развития речи, в среднем и старшем дошкольном - для подготовки руки к письму);
  • пополнение словарного запаса и представлений о языке (дети первой, второй младших групп расширяют пассивный и активный словарь, знакомясь с названиями материалов для поделок, простейшими операциями – «приклей», «сложи», «проведи линию» и пр., в средней и старшей ребята учатся воспринимать цельные инструкции по выполнению работы, а также составлять собственные по образцу отработанных - к примеру, объясняя товарищу порядок склеивания квадратиков из цветной бумаги при работе с кубиками Никитина);
  • воспитание умения заниматься совместной деятельностью (так, в первой младшей группе от детей в этом смысле не требуется ничего, кроме умения работать рядом, не мешая друг другу, во второй и средней ребята учатся помогать товарищам, чтобы к старшему дошкольному возрасту прийти к выполнению заданий в парах и мини-группах с распределением обязанностей - все вместе отбирают подходящие по теме картинки, один располагает их на листе, а третий клеит).

Видео: развитие творческих способностей дошкольника через продуктивную деятельность на примере нетрадиционных изобразительных техник

Виды продуктивной деятельности

В дошкольных образовательных учреждениях дети осваивают следующие виды продуктивной активности:

  • рисование (кроме традиционной техники, малыши осваивают целый ряд нетрадиционных - рисование ватными палочками, пальчиками, штампами и пр.);
  • лепку (из пластилина, кинетического песка, полимерной глины, теста);
  • конструирование (в младшем дошкольном возрасте это в основном кубики, природный материал, в среднем и старшем список пополняется моделированием из бумаги, конструкторов);
  • пение, хореографию, театрализованную деятельность;
  • занятия с макетами (этот вид продуктивной деятельности практикуется в основном в старшем дошкольном возрасте, например, когда ребята создают вместе с родителями макет проезжей части и с его помощью отрабатывают ПДД, подключая театрализованную деятельность с картонными куклами).

Введение в практику тех или иных видов продуктивной деятельности (кроме макетов) происходит параллельно начиная с младшего дошкольного возраста. Только формы заданий варьируются в зависимости от темы занятия и уровня развития детей.

Например, при изучении темы «Домашние животные» в средней группе на занятии лепкой мои воспитанники получают задание сделать козлёнка. Фигурку можно сделать объёмной, если малыши хорошо освоили навык раскатывания «колбасок» между ладошек, создания «шариков», умеют сглаживать, прищипывать места соединений. Если же создание пропорциональных объёмов через «колбаски» и «шарики» вызывает у ребят затруднение, отработать эти навыки я им предлагаю в процессе выполнения поделки на плоскости, то есть разместив её на картоне. При этом обязательно нужно обсудить с ребёнком недостатки в выполнении элементов (несоблюдение пропорций, неравномерное приложение усилий для прищипывания и пр.).

Это интересно. Продуктивная активность включается не только в непосредственно образовательную деятельность, и другие виды самостоятельной и совместной деятельности малышей. На прогулках, например, это реализуется, когда дети делают куличики в песочнице. А в рамках досуговой активности практика осуществляется тогда, когда, к примеру, малыши старшего дошкольного возраста рисуют наперегонки или вместе с родителями и соревнуются в командах за звание лучшего художника группы.

Подключая к продуктивной деятельност

Загрузка...
Top